§ 1.11.1 Жестокость жизни биологической цивилизации
Но, кроме страха наказания, существует ещё один фактор,
который ограничивает негуманные, по мнению общества, действия человека. Этот
фактор тоже основан на удовлетворении потребностей человека. Он заключается в
воздействии на сознание человека с целью осуществления внушения определённых
общественных норм. Эти общественные нормы внушаются человеку с самого его
детства, и в дальнейшем он им следует. Как правило, они всегда основаны на
страхе человека, получить о своей личности определённое общественное мнение.
Например, человеку с самого детства могут говорить о том, что воровать нехорошо,
что в обществе это делать непринято. С помощью общения с другими людьми, человек
может восстанавливать своё эмоциональное состояние. Из этого следует, что
человек не хочет, чтобы с ним прекратили общаться другие люди, так как иначе он
будет испытывать страдания, а самосохранение не заинтересована в этом, так как
человек испытывает любовь по отношению к себе. Человек боится общественного
мнения из-за того, что думает таким образом: если обо мне люди будут говорить,
что я поступаю неправильно или нехорошо, то со мной никто не будет общаться.
Но, человек не заинтересован в том, чтобы с ним прекратили общение, а значит,
старается соответствовать представлениям общества о том, что делать правильно,
а что неправильно, что хорошо, а что плохо. Если во всём обществе принято
считать воровство плохим действием, то человек, который хочет воровать, будет
бояться мнения общества, по отношению к своей личности и именно этот страх,
может сыграть роль фактора, который помешает человеку совершить воровство. Но,
он тоже не всегда ограничивает негуманные, по мнению общества, действия
человека. Этот фактор основан на удовлетворении потребности в обеспечении
собственной безопасности, так как человек не хочет воровать только из-за того,
что боится испытать страдания, которые он может испытать, если с ним никто не
будет общаться. Но, если человек хочет воровать по причине более мощной
потребности, например он это хочет, для того чтобы удовлетворить свою
потребность в питании, то для него перестаёт иметь значение то, о чём думают
про него в обществе. Тем самым, человек всё равно способен совершить негуманное
действие. Все гуманные, по мнению общества действия, также совершаются
человеком по причине его стремления к самосохранению. Например, если в обществе
принято, что уступить место в автобусе является хорошим действием, то человек
может выполнить это действие, для того чтобы показать людям, что он делает всё
правильно, тем самым стараясь привлечь к себе больше людей для осуществления
общения, которое ему нужно для того чтобы восстановить своё эмоциональное
состояние. Восстановление эмоционального состояния осуществляется с целью
самосохранения, так как именно оно не допускает испытывать страдания. Кроме
всего прочего, человек может совершить гуманные действия и в более простой
ситуации, но при этом тоже из-за личной выгоды. Например, человек живёт в
первобытном сообществе людей, в котором все договорились поочередно сторожить
своё сообщество, а также предупреждать других людей об опасности, в случае её
возникновения. В том случае, когда этот человек охраняет сообщество, он делает
это по причине своей потребности в отдыхе, которая основана на его потребности
в самосохранении, так как любая усталость ведёт к нарушению его
жизнедеятельности. Он понимает, что если бы он жил вне сообщества, то ему
пришлось бы заботиться о своей безопасности постоянно. В данном случае, ему
достаточно дождаться своей очереди, осуществить то, что от него требуется, а
потом на время забыть о том, что ему необходимо думать о своей безопасности,
так как другие будут это делать за него. Таким образом, и протекает жизнь
человеческой цивилизации на протяжении всей своей истории. Люди создают себе
общественные нормы, которые ограничивают их действия, а эти нормы создаются ими
на основе других общественных норм, тем самым обретая новые особенности,
которые ранее не существовали. Таким образом, и появился такой фактор
ограничения, как воздействие на сознание и внушение в него идей и ценностей,
которые приняты обществом. Этот фактор ограничения, является результатом долгой
и последовательной трансформации такого фактора ограничения, как наказание за
совершение действий, которые противоречат идеям и ценностям, которые приняты в
обществе. Люди создавали и продолжают создавать себе различные принципы дворцов,
которые помогают достичь некоторой стабильности в обществе, но не ведут людей к
осознанию гуманности.
<< Назад Продолжение >>
|